Военное строительство

Военно-воздушные силы России: давно назревшие реформы (1)

Российская военная авиация и сегодня вынуждена полностью полагаться на советские запасы авиационных вооружений, в то время как за прошедшие 20 лет развитые иностранные государства совершили фактически
Военно-воздушные силы России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования подверглись наиболее глубоким и масштабным преобразованиям. Главным образом это является следствием большого количества застарелых проблем, накопившихся в этом виде Вооруженных Сил.

Сформировавшийся к началу реформ облик ВВС без значительных изменений просуществовал еще с конца прошлого века, когда в 1997–2000 гг. прошла предыдущая масштабная волна слияний и расформирований полков ВВС и ПВО, а сами ВВС и ПВО были объединены в единый вид Вооруженных Cил РФ.

Передача в состав ВВС армейской авиации в 2003 г. существенно не повлияла на их общий облик. К началу реформы осенью 2008 г. ВВС и ПВО России по-прежнему являлись чрезвычайно внушительной силой, по крайней мере на бумаге. В их составе числилось до 2800 самолетов и вертолетов и около 100 дивизионов ЗРС/ЗРК С-300 и С-400.

Главнейшей проблемой ВВС РФ к 2008 г. являлось практически полное отсутствие закупок для них новой техники. Поставки новых самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и сошли на нет в 1994–1995 гг. Таким образом, даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15–20 лет. Основная же часть летательных аппаратов и комплексов ПВО имела и по-прежнему имеет еще больший возраст. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически и морально устарела, выработала свой ресурс. Даже без учета этого за последние 15 лет только в авариях и катастрофах, произошедших по боевым и небоевым причинам, ВВС потеряли до двухсот самолетов и вертолетов.

Накапливающееся техническое отставание российских ВВС особенно наглядно демонстрируется на примере наиболее динамично развивавшегося два последних десятилетия рода ВВС – многоцелевых истребителей.

Ко времени начала поставок их в войска, в 1982–1984 гг. советские истребители Су-27 и МиГ-29 были выдающимися самолетами, способными на равных тягаться с любыми соперниками того времени. Но после принятия на вооружение этих самолетов прошло более 20 лет. Их потенциальные противники не стояли на месте. Совершенствовались сами истребители, принимались на вооружение новые модели авиационного вооружения для них. В США разработаны и приняты на вооружение истребители F-22 нового, пятого поколения, обеспечивающие радикальное превосходство в бою даже над их собственными модернизированными истребителями F-15 и F-16.


Даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15–20 лет
Фото: Леонид ЯКУТИН

В США заканчивается разработка истребителя пятого поколения F-35, который потенциально может стать основным противником российских самолетов в конфликтах будущего. В отличие от истребителя F-22, экспорт которого не планируется, F-35 будет активно поставляться США на внешний рынок. В качестве его потенциальных покупателей рассматриваются не только страны НАТО, но и соседи России, такие, как Финляндия, Япония, и другие.

Помимо появления этих революционных истребителей происходила и непрерывная эволюция зарубежных ровесников и даже предшественников Су-27 и МиГ-29, придавшая зарубежным истребителям, кроме возросших истребительных возможностей, качества многофункциональных ударных самолетов.

Другие соседи России, такие, как Китай и Индия, обзавелись сотнями единиц многофункциональных истребителей российской разработки. Поставленные в эти страны модернизированные самолеты усовершенствованного четвертого поколения и боеприпасы к ним значительно превосходят то, что стояло на вооружении российских ВВС.

За прошедшие 20 лет развитые иностранные государства совершили фактически революцию в насыщении авиации современной авионикой и высокоточными средствами поражения, которые позволили значительно расширить возможности даже старых типов самолетов. Российские же ВВС были вынуждены полностью полагаться на советские запасы авиационных вооружений. Для них не закупались даже современные отечественные системы оружия, массово поставляющиеся за рубеж, такие, как ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) с активным радиолокационным самонаведением.

К сожалению, в составе российских ВВС как для истребительной, так и для прочих родов авиации время как будто застыло на уровне середины восьмидесятых годов. К 2008 г. они по-прежнему в основном оставались теми же самолетами с тем же вооружением, что были произведены еще в СССР.

Возраст большинства нынешних российских боевых самолетов в 20–25 лет сам по себе не является критичным. Но из-за многолетнего недофинансирования потребностей в ремонте и техобслуживании в девяностые и в начале двухтысячных годов они находились в плачевном состоянии. В результате при штатной численности (с 1998 г.) обычных авиационных полков в 24 самолета (без учета учебно-боевых машин) в воздух способны были подниматься далеко не все.

К примеру, на 2007 г. в 14-м истребительном авиаполку (Курск) летали лишь 15 МиГ-29, да и те имели крайне малый оставшийся ресурс двигателей. Такая ситуация, особенно по двигателям, и для остальных ВВС РФ являлась скорее правилом, чем исключением.

Начавшиеся с середины двухтысячных годов программы модернизации составляющих наличный авиапарк Су-27СМ, Су-25СМ, Су-24М2, Ми-24ПН из-за ограниченности выделенных финансовых ресурсов не смогли переломить ситуации в целом по ВВС, улучшив ситуацию только в отдельных авиаполках, которые оснащались модернизированными самолетами весьма низкими темпами.

В результате неудовлетворительного технического состояния имеющегося парка авиатехники начавшееся с середины двухтысячных годов существенное улучшение финансирования боевой подготовки не могло радикально улучшить ситуацию с налетом. Даже при выделении полкам достаточного количества топлива экипажи не могли обеспечить себе достаточный налет. Во фронтовой авиации обычной ситуацией являлось то, что всем экипажам полка приходилось летать лишь на нескольких самолетах, имеющих максимальный оставшийся ресурс.

Это делало физически невозможным обеспечение высокого налета для всех летчиков или экипажей полка. Ситуация усугублялась тем, что имеющие малый налет летчики не могли вести подготовку в сложных метеоусловиях. Это дополнительно уменьшало количество дней в году, доступных для подготовки летчиков. Низкий налет мешал отработке группового боевого применения и сложных его видов, таких, как применение управляемого оружия бомбардировщиками и штурмовиками.

Одним из наиболее серьезных сигналов о неудовлетворительном состоянии российского авиапарка стали сразу два крушения истребителей МиГ-29 в 2008 г., произошедшие из-за разрушения в полете их хвостового оперения. В результате последующих проверок всех состоящих на вооружении самолетов этого типа коррозия в хвостовом оперении была выявлена у 80% из них. Не менее трети общего парка МиГ-29 с наиболее опасными повреждениями оказалось на несколько месяцев приковано к земле до проведения ремонта.

Глубину накопившихся проблем в ВВС РФ продемонстрировал конфликт с Грузией в августе 2008 г. Потеря сразу шести самолетов в пятидневных боевых действиях против относительно слабого противника стала полной неожиданностью. Невысокой оказалась и эффективность авиаударов, наносившихся в основном неуправляемым оружием. Авиация не сумела обеспечить эффективного подавления грузинской артиллерии или нанести существенный урон войскам противника, даже находящимся на марше и двигавшимся в составе колонн. Это проявило как недостатки состоящей на вооружении техники, так и проблемы с боевой подготовкой ВВС и в управлении ими в условиях реальных боевых действий. Анализ итогов применения авиации в этом конфликте стал одной из движущих сил последовавшего масштабного реформирования ВВС.

СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА ВВС РОССИИ

Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. По своему масштабу она является беспрецедентной с девяностых годов прошлого века, когда шло сокращение избыточных сил ВВС, доставшихся России после распада Советского Союза. Практические мероприятия по реорганизации ВВС были начаты уже 1 декабря 2008 г. и в основной своей части произведены всего за год – к 1 декабря 2009 г., хотя во многих аспектах процесс реструктуризации не был завершен и к концу 2010 г.

Прежде всего по замыслу реформирования ВВС и ПВО было принято решение отказаться от существовавшей структуры «воздушная армия – дивизия (корпус) – полк». На смену воздушным армиям пришли самостоятельные командования Военно-воздушных сил и ПВО, командования дальней и военно-транспортной авиации. Корпуса и дивизии ПВО сменили сформированные на их базе бригады воздушно-космической обороны.

В сами командования теперь входят авиационные базы, бригады воздушно-космической обороны и более мелкие части обеспечения. В свою очередь авиационные базы состоят из основной тактической единицы ВВС – эскадрилий, а бригады воздушно-космической обороны – из полков. Таким образом, осуществлен переход к трехзвенной структуре «командование – авиабаза (бригада) – эскадрилья (полк)».

По функциональному признаку на основе бывшей 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения) было сформировано Командование дальней авиации, объединяющее все стратегические и дальние бомбардировщики и самолеты-заправщики. Изначально планировалось передать в состав командования также и всю морскую ракетоносную авиацию ВМФ РФ (самолеты Ту-22М3), однако пока этого не произошло.

На основе 61-й воздушной армии Верховного главнокомандования (военно-транспортная авиация) создано Командование военно-транспортной авиации.

На основе Командования специального назначения (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) создано обладающее особым повышенным статусом Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны, отвечающее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа. Командование было официально активировано 2 июля 2009 г.

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остается, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

1-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.

2-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).

3-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ).

4-е Командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО – 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трех бывших советских военных округов.

В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырех соответствующих созданных новых военных округов (объединенных стратегических командований): 1-е Командование ВВС и ПВО – в состав Западного военного округа, 2-е Командование ВВС и ПВО – в состав Центрального военного округа, 3-е Командование ВВС и ПВО – в состав Восточного военного округа, 4-е Командование ВВС и ПВО – в состав Южного военного округа.

Одно из основных мероприятий реформы ВВС России – переход к авиационным базам, которые стали основным структурным подразделением ВВС, и бригадам воздушно-космической обороны в ПВО. В результате осуществлено упразднение существовавшей с 1938 г. полковой структуры авиационных частей. Сформированные на месте авиационных полков авиационные базы объединили в себе собственно авиаполки и вспомогательные части, обеспечивающие их функционирование, которые ранее были самостоятельными. В состав авиабаз включены ранее отдельные батальоны аэродромного обеспечения, а также батальоны связи и радиотехнического обеспечения.

Такое переподчинение позволило обеспечить принцип единоначалия в рамках авиабазы. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. Подобная структура уже длительное время существует в ВВС Белоруссии, откуда, по некоторым данным, и была позаимствована. За счет ликвидации статуса отдельных частей в них были значительно сокращены управленческие структуры и сокращено число командного персонала. Ранее самостоятельные их командиры получили статус заместителей командира авиабазы. Это изменение было произведено в общем духе реформы Вооруженных сил РФ, одной из заявленных задач которой стало сокращение в них доли офицеров.

Многие сформированные авиабазы существенно возросли в численности по сравнению с прежними авиаполками. Они были укрупнены за счет расформирования части имевшихся на начало реформы авиаполков и отдельных эскадрилий и передачи их техники и личного состава в формируемые авиабазы. Произведено и объединение полков, базировавшихся на одном и том же аэродроме.

Например, в Буденновске в 6971-ю авиационную базу были объединены 368-й штурмовой авиационный полк и 487-й отдельный вертолетный полк, а также части их обеспечения. Кроме того, в состав этой авиабазы включили и соседний 960-й штурмовой авиационный полк, дислоцировавшийся в Приморско-Ахтарске. В результате оценочно общая численность техники авиабазы может достигать ста самолетов и вертолетов. Базы подобного масштаба являются базами первого разряда. В подчинении у них могут находиться одновременно несколько аэродромов, на каждом из которых постоянно базируется авиагруппа, включающая одну или более эскадрилий, организационно входящих в состав авиационной базы. Таким образом, авиационная база первого разряда фактически эквивалентна прежней авиационной дивизии.

Существуют вновь сформированные базы и меньшего размера, по численности техники примерно соответствующие бывшим полкам, как правило, базирующиеся на одном аэродроме. Такие базы классифицируются как базы второго разряда.

Количество планируемых к формированию в ходе реформы авиационных баз неоднократно сокращалось. В итоге небольшое количество новых авиабаз заменило насчитывавшиеся в ВВС на 2008 г. суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов. В общей сложности количество частей и соединений ВВС и ПВО в ходе реформы планировалось сократить с 340 до 180. Руководством ВВС заявлялось, что «в связи с организационными мероприятиями потребуется реформировать 84% воинских формирований ВВС, в том числе расформировать – 10%, передислоцировать и переформировать – 22%, перевести на другие штаты – 68%».

Все образованные авиационные базы и бригады ВКО стали частями постоянной боевой готовности, развернутыми по штатам военного времени. Это подразумевает возросшие требования к исправности техники ВВС и ПВО и повышенное внимание к ее обеспечению. Заметное положительное влияние оказано на части зенитных ракетных войск ПВО, некоторые из которых до проведения реформы были кадрами полков.

Поскольку в ходе реформирования широко используется практика объединения в рамках одной авиационной базы частей двух или даже более бывших авиационных полков, то это сопровождается значительными перемещениями техники и личного состава. Масштабные перемещения личного состава в рамках реформы вызвали множество чисто житейских проблем. Особенно сложная ситуация на крупных авиабазах, сформированных слиянием нескольких полков. Главной проблемой является обеспечение жильем переведенных на такие базы военнослужащих и их семей, а также увольняемых при переформировании офицеров. В увеличившихся в численности гарнизонах ощущается и нехватка объектов социально-культурной инфраструктуры. Такая ситуация сохранится по крайней мере до 2013 г. – к этому времени планируется обеспечить жильем всех офицеров.

Система подготовки личного состава ВВС также претерпела реформирование. 1 сентября 2008 г. два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС – Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина в Монине (Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского в Москве были объединены в единую структуру – Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая располагается в Монине. Подготовка летного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института. Сокращается количество учебных заведений по подготовке специалистов. Следует отметить, что учебная авиация военных училищ сохраняет прежнюю полковую структуру, хотя и претерпевает сокращения (с 13 до 10 полков).

НЫНЕШНЯЯ СТРУКТУРА ВВС РОССИИ

Структурная реформа ВВС и ПВО России на конец 2010 г. не завершена. До сих пор продолжаются передислокации людей и техники. Более того, вносятся изменения даже в такие базовые параметры, как само количество авиабаз. Последняя крупная волна сокращений и передислокаций была произведена к 1 декабря 2010 г. Это создает некоторые трудности в определении точной и окончательной картины послереформенной структуры ВВС.

Известны лишь самые общие параметры. Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России (на тот момент) генерал-полковника А. Н. Зелина на ноябрь 2010 г. российские ВВС и ПВО состоят из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединенных стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Неясно, вошли ли в названное генерал-полковником Зелиным количество авиабаз базы командований дальней и военно-транспортной авиации. Общая численность личного состава ВВС – около 170 тысяч человек (в том числе офицеров – 40 тысяч, военнослужащих контрактной службы – около 30 тысяч).

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОСЛЕРЕФОРМЕННЫХ ВВС РФ НА ОСЕНЬ 2010 Г. (без учета частей центрального подчинения)
Оперативно-стратегическое командование воздушно- космической обороны (управление – Москва):
  • 4-я бригада воздушно-космической обороны (Долгопрудный);
  • 5-я бригада воздушно-космической обороны (Петровское);
  • 6-я бригада воздушно-космической обороны (Ржев);
  • 6963-я авиационная база – на вооружении самолеты МиГ-29СМТ (Курск);
  • 6968-я истребительная авиационная база – Су-27, МиГ-31 (Хотилово).
1-е командование ВВС и ПВО (Воронеж):
  • 1-я бригада воздушно-космической обороны (Североморск);
  • 2-я бригада воздушно-космической обороны (Хвойный);
  • 6961-я авиационная база – Су-27 (Бесовец);
  • 6964-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР (Мончегорск);
  • 6965-я авиационная база – Ми-8, Ми-24 (Вязьма);
  • 7000-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР, Су-34 (Воронеж).
2-е командование ВВС и ПВО (Екатеринбург):
  • 9-я бригада воздушно-космической обороны (Новосибирск);
  • 10-я бригада воздушно-космической обороны (Чита);
  • 6979-я авиационная база – МиГ-31 (Канск);
  • 6980-я авиационная база – Су-24М (Челябинск);
  • 6982-я авиационная база – МиГ-29 (Домна).
3-е командование ВВС и ПВО (Хабаровск):
  • 11-я бригада воздушно-космической обороны (Комсомольск-на-Амуре);
  • 12-я бригада воздушно-космической обороны (Владивосток);
  • 6983-я авиационная база – Су-25, Ми-8, Ми-24 (Воздвиженка);
  • 6987-я авиационная база – Су-27СМ (Дземги);
  • 6988-я авиационная база – Су-24М, Су-24М2, Су-24МР (Хурба);
  • 6989-я авиационная база – Су-27СМ (Центральная Угловая);
  • 265-я транспортная авиационная база (Хабаровск).
4-е командование ВВС и ПВО (Ростов-на-Дону):
  • 7-я бригада воздушно-космической обороны (Ростов-на-Дону);
  • 8-я бригада воздушно-космической обороны (Екатеринбург);
  • 6970-я авиационная база – Су-24М (Морозовск);
  • 6971-я авиационная база – Су-25СМ, Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Буденновск);
  • 6972-я авиационная база (Крымск);
  • 6974-я авиационная база – Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Кореновск);
  • 6977-я авиационная база – МиГ-31 (Пермь);
  • 999-я авиационная база – Су-25, Су-27, Ми-8 (Кант);
  • 229-я транспортная авиационная база (Ростов-на-Дону).
Командование военно-транспортной авиации (Москва):
  • 6955-я авиационная база – Ил-76 (Тверь);
  • 6956-я авиационная база – Ил-76 (Оренбург);
  • 6958-я авиационная база – Ил-76 (Таганрог);
  • 6985-я авиационная база – Ил-76 (Псков).
Командование дальней авиации (Москва):
  • 6950-я авиационная база – Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 (Энгельс);
  • 6952-я авиационная база – Ту-95МС (Украинка);
  • 6953-я авиационная база – Ту-22М3 (Средний).

Количество авиатехники, числящейся по штату в ВВС и армейской авиации после реформы, не раскрывается. Однако известно, что ее численность в ходе реформы планировалось сократить не менее чем на треть. По всей видимости, фактическое сокращение стало еще более значительным. Произошедшие в рамках реформы ВВС передислокации частей и их слияния позволили избавиться от части авиатехники, формально числившейся в составе полков, но уже неспособной подниматься в воздух.


Для российских ВВС время как будто застыло на уровне середины 1980-х гг.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Особенно показательна тут 6961-я авиабаза 1-го Командования ВВС и ПВО в Бесовце. Эта единственная оставшаяся истребительная авиабаза на северо-западе Российской Федерации образована слиянием сразу трех истребительных авиационных полков: 941-го (Килп-Явр), 159-го (Бесовец) и 177-го (Лодейное поле). После объединения этих полков, насчитывавших по штату шесть эскадрилий, в составе базы осталось только две эскадрильи, в которые были сведены наиболее сохранившиеся истребители из этих трех полков. Но даже это не спасает от технических проблем с устаревшей и испытывающей хронические проблемы с обслуживанием материальной части.

В результате преобразований ВВС штатная численность в них самолетов всех типов заметно сократилась, но это является лишь признанием давно сложившейся фактической ситуации. В противоположность этому силы ПВО существенному сокращению не подверглись и практически сохранили дореформенное количество полков и дивизионов.

Министерство обороны РФ в целях экономии отказалось от использования большинства аэродромов, находившихся на его балансе до реформы. С 245 эксплуатируемых аэродромов их количество уменьшилось до 27. Еще на нескольких десятках будут оставлены авиационные комендатуры, которые станут поддерживать их в готовности к приему самолетов. Остальные окажутся фактически заброшенными, отражая, впрочем, их реальное состояние. Для того чтобы компенсировать такое сокращение, планируется принять закон, позволяющий ВВС при необходимости использовать для своих нужд любой гражданский аэропорт на безвозмездной основе.

Продолжение следует

Антон Владимирович ЛАВРОВ
независимый военный аналитик, окончил Тверской государственный университет, один из авторитетных исследователей российско-грузинской войны

Опубликовано 28 мая в выпуске № 2 от 2011 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?